Однако,
5 июля 2011 г.
Технический перерыв
920 просмотров
Реформа техосмотра может провалиться. Судя по озвученным чиновниками расценкам, частным операторам будет невыгодно выдавать талоны ТО по стандартам, прописанным властями. Процедура останется коррупционной, но значительно подорожает.
В июне свершилось одно из самых долгожданных и обсуждаемых событий: процедуру государственного технического осмотра автомобилей передали из рук ГИБДД частным компаниям. Отныне пройти техосмотр можно будет в любом аккредитованном техцентре страны, независимо от того, где зарегистрирован автомобиль. Машинам в возрасте до трех лет талон ТО будет выдаваться автоматически, без проверок. Проект реформы процедуры ТО был подготовлен давно, прошел первое чтение в Думе и был отдан на согласование с правительством еще в июле 2010 года. Однако до слушаний в парламенте и принятия законопроекта дело дошло только сейчас.
Нововведения
Выдавать аккредитации станциям технического обслуживания (СТО) будет Российский союз автостраховщиков (РСА). Для получения аттестата, согласно законопроекту, операторы техосмотра должны располагать средствами технического диагностирования, соответствующими установленным техническим характеристикам и входящими в утвержденный перечень, иметь в штате не менее одного технического эксперта, а также обладать техническими возможностями для ежедневной передачи сведений о результатах проведения технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему. Полученный один раз аттестат аккредитации будет бессрочным. Отныне техосмотр будет жестко привязан к полюсу обязательного страхования. «Теперь заключить договор ОСАГО можно только при наличии талона ТО, информация о дате истечения срока его действия вносится в полис», — рассказывает глава РСА Павел Бунин. До принятия закона было ровно наоборот: сначала автомобилист покупал полис ОСАГО, после чего его допускали к прохождению гостехосмотра. Новый порядок взаимоотношений между автолюбителями, страховщиками и «осмотрщиками» еще подробно не расписан. Предполагается, что регламент будет выработан позже непосредственно правительством. Со слов главы комитета Госдумы по транспорту Сергея Шишкарева, заветный талон техосмотра обойдется автомобилисту в 3 тыс. рублей, тогда как сейчас средняя цена ГТО по России составляет 600 рублей. Окончательную стоимость техосмотра установит Федеральная служба по тарифам, а на местах она может быть изменена в сторону понижения.
Закон вступит в силу с 1 января 2012 года. Однако предусмотрен переходный период (до 2014 года), во время которого ГТО можно будет проходить как в частной фирме, так и в местном подразделении ГИБДД (по старым расценкам). Кроме того, талоны техосмотра, чей «срок годности» истек или заканчивается в 2011 году, будут действительными в течение 12 месяцев. Впрочем, за «бесплатный» год, судя по всему, придется расплатиться с процентами.
Что нам негоже
Сложить с себя полномочия по проведению государственного техосмотра ГИБДД пытается уже не первый год. Первые сообщения об этом появились в СМИ еще в феврале 2008 года. Различные источники утверждали, что якобы ГИБДД готова передать полномочия частным фирмам, имеющим соответствующее оборудование, но не заинтересованным в ремонте автомобилей. При этом график прохождения ГТО должен был остаться прежним: новые машины проходят ГТО при постановке на учет и через три года, затем им предстоит два визита с периодичностью в два года, после чего ГТО становится ежегодным. Еще раньше, в 2005 году, тогдашний глава аппарата правительства Сергей Нарышкин сделал заявление, касающееся упрощения процедуры техосмотра: «Комиссия по административной реформе 25 ноября текущего года рассмотрит поправки в законы по безопасности дорожного движения, по милиции и ОСАГО, с тем чтобы сократить объем техосмотра, упростив его процедуру».
Теперь, когда лед тронулся, в СМИ появились сообщения, что ГИБДД против того, чтобы частные компании проводили ГТО. Следует уточнить, что ГИБДД против передачи этих функций именно автомастерским, которые заинтересованы в выявлении несуществующих неисправностей и в немедленном их устранении. То есть ГИБДД не против самой идеи, но хочет сохранить за процессом контроль. Позиция вполне логичная. С одной стороны, ведомство давно не справляется с обязанностями по выдаче талонов ТО. Достаточно вспомнить, как в начале года, когда на пост главного госинспектора БДД Москвы был назначен Владимир Швецов, и порядок был ужесточен, купить талон стало практически невозможно, в крайнем случае втридорога. Очереди за ТО растягивались на несколько дней. Технические центры не справлялись с наплывом автомобилей, их пропускная способность оказалась явно недостаточной.
В то же время отдавать такой лакомый кусок ГИБДД, естественно, не хочет. Техосмотр — это бизнес, приносящий в казну миллиарды рублей в год (если же говорить о коррупционной составляющей, то речь идет о десятках миллиардов). Легко подсчитать минимальный оборот рынка ГТО. На сегодня в ГИБДД на учете стоит 35 млн автомобилей. Из них 74% (25,9 млн) в возрасте старше десяти лет, которые проходят техосмотр ежегодно. В среднем процедура гостехосмотра в России стоит 600 рублей, плюс госпошлина в размере 300 рублей (всего 900 рублей).
То есть минимальный оборот в год составляет 23,31 млрд рублей. Теперь о взятках. Согласно опросу «Движения автомобилистов России», более 63% (22,05 млн) российских автомобилистов покупают талоны техосмотра, платя за них от 3 до 5 тыс. рублей. Таким образом, минимальная сумма черных доходов составляет 66,15 млрд рублей в год, а максимальная переваливает за 110 млрд рублей. Суммы, правда, не заоблачные. Для сравнения: на содержание дорог России в 2011 году выделено 700 млрд рублей.
Старые формулы
Как профессиональное объединение страховщиков, участвующих в продаже полисов ОСАГО, РСА располагает всеми возможностями, в том числе административными, для создания удобной и эффективной системы по осуществлению контроля процедуры техосмотра. В то же время участие страховщиков в проведении технического осмотра позитивно отразится на его качестве, так как страховые компании особенно заинтересованы в снижении аварийности из-за технических неисправностей, — говорит президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин. — Кроме того, законопроект предусматривает значительное повышение степени ответственности операторов технического осмотра: если в ходе проведения техосмотра не были выявлены технические неисправности транспортного средства, либо о них не было сообщено, оператор технического осмотра должен возместить в полном объеме вред, причиненный владельцу транспортного средства или третьим лицам вследствие таких неисправностей.
Представим себе неисправности: ослепление светом фар, отказ тормозов, которые еще неделю назад прекрасно работали, перегоревшая лампочка поворотника или стоп-сигналов, оборвавшийся трос ручника. Если сегодня по таким авариям отвечает автовладелец, то теперь пострадавшему можно спокойно посылать юристов в техсервис. Теоретически количество «помоек на колесах на дорогах должно резко уменьшиться, рисковать ради взятки в 3 и даже 5 тыс. рублей техцентры не захотят.
Но на практике все может оказаться не так гладко, как на бумаге. Доказать, что ДТП произошло из-за поломки стояночного тормоза, а не из-за «небрежности» водителя, будет почти невозможно. То есть 20-летние «Жигули» талон ТО получить, скорее всего, не смогут. Ведь он может обойтись в цену данного транспортного средства. А все остальные желающие смогут «приобретать» талоны и дальше. Только за большие, чем сейчас, деньги и у новых «продавцов». Теперь, когда техосмотр будет передан в частные руки, а официальная цена его прохождения повысится до 3 тыс. рублей, оборот этого бизнеса составит более 78 млрд рублей в год. Если раньше покупной талон обходился в 5— раз дороже, чем полученный законным путем, то теперь, согласно логике, ценник должен повыситься до 15 тыс. рублей. Так сильно талон вряд ли подорожает. Более вероятно, цена составит 6— тыс. рублей за талон (3 тыс. рублей официальных платежей плюс 3— тыс. рублей взятки).
Цена вопроса
Техцентры могут сами оказаться заинтересованы в том, чтобы оседлать поток нечестных клиентов. Ведь государство накладывает на предпринимателей достаточно много обязательств, а особых прибылей бизнес не сулит. Оборудовать линию осмотра стоит около 100 тыс. евро. Время прохождения одного автомобиля —40 минут. Работая по 12 часов в сутки, линия сможет пропустить не более 18 автомобилей (в идеале). Чтобы «отбить» 4 млн рублей, нужно провести техосмотр 1 333 автомобилей по цене 3 тыс. рублей —74 удачных (идеальных) дня. Здесь не учтены следующие расходы: обустройство помещения, установка и наладка линии, обучение персонала, зарплата, аренда помещения, плата за электроэнергию, реклама…
Например, помещение должно иметь большую сервисную яму, желательно выложенную кафелем, а перед въездом должна быть парковка достаточного размера. Потратить на это можно до 5 млн рублей при условии, что помещение арендуемое. Это еще 1667 автомобилей, которые нужно обслужить, чтобы окупить затраты (93 удачных дня). К 9 миллионам «разовых» затрат следует прибавить 60 тыс. рублей в месяц на зарплаты двум сотрудникам, аренда помещения площадью 200 м2 (в среднем 700 рублей за квадратный метр) —140 тыс. рублей, реклама (щит у дороги) —от 6 тыс. рублей в месяц. Чтобы покрыть эти расходы, нужно обслуживать не менее 69 автомобилей в месяц. Получается, что для полной окупаемости линии необходимо, чтобы она работала с максимально возможной нагрузкой (540 автомобилей в месяц) в течение 11 месяцев. При этом мы не учитываем проценты по кредитам, затраты на охрану и бухгалтерию, сезонность работ и конкуренцию. Тем более что до 2014 года самым грозным конкурентом будет ГИБДД, где процедура прохождения ГТО стоит, как уже говорилось, в среднем 900 рублей. Получается, что технические сервисы окажутся перед непростым выбором. Либо навязывать автолюбителям сотрудничество, либо понижать выдачу талонов ТО до уровня «дополнительной» услуги. С первым вариантом все предельно просто. Представим ситуацию: купить полис ОСАГО, не пройдя техосмотр, нельзя, а ездить надо. СТО, которые получат право на проведение гостехосмотра, смогут легко и без какой бы то ни было опасности выкачивать деньги из клиента. Например, предлагать свои услуги по устранению неисправностей, мешающих прохождению автомобилем ГТО. Если автовладелец устранит неисправность сам, то техцентр легко найдет новую. В принципе то же самое происходит и сейчас — при желании пройти техосмотр легально автолюбителю надо быть готовым посетить уполномоченный центр не раз и не два. Только сейчас ему не дают прямых рекомендаций, где именно устранять неисправность.
Иное дело — официальные и крупные дилерские центры. Для них выдача талонов ТО может стать важным аргументом в борьбе за лояльность клиентов. Большинство из них сегодня проходят достаточно дорогое техобслуживание (с среднем 10—15 тыс. рублей в год для машин ценой около 1 млн рублей и меньше) лишь в первые пару лет. То есть до тех пор, пока действует гарантия. Но поскольку у большинства производителей она заканчивается через два-три года, владельцы начинают искать места, где можно пройти обслуживание дешевле. Тот, кто выдает еще и талон ТО, будет пользоваться существенным преимуществом. Для них это скорее инструмент завоевания лояльности клиента, а не способ заработка. Так, например, «своим» клиентам пройти ТО будет гораздо легче.
Пока крупные дилерские сети комментируют инициативу властей осторожно — ждут появления разъясняющего постановления правительства. Однако проблема в том, что машин в возрасте до пяти лет в России, по данным «Автостата», в 2010 году насчитывалось порядка 30%. Еще около 20% — транспортные средства в возрасте от пяти до десяти лет. Между тем только представители этих двух категорий пользуются услугами крупных и официальных сервисов. Средний же возраст автомобилей в стране составляет 12,5 лет. Понятно, что в крупных городах статистика, чуть лучше, но сути это не меняет. Получается, что «цивилизованный» техосмотр, распространится на владельцев лишь половины отечественного парка, а остальные по старинке будут ТО покупать.
ругое последствие реформы — неизбежное подорожание официального прохождения ТО в дальнейшем. «При той процедуре, которая на данный момент прописана в законопроекте, стоимость прохождения техосмотра вырастет, по нашим прогнозам, до 5 тыс. рублей. Обусловлено это стоимостью аккредитации того или иного сервиса, ценой оборудования, которое необходимо закупить, для того чтобы стать участником программы по выдаче талонов техосмотра, и собственно стоимостью самой процедуры», — уверен член комитета Госдумы по собственности Максим Рохмистров. Если разработчики действительно неправильно оценили себестоимость работ, то новация рискует провалиться еще на стадии переходного периода. Ведь в этом случае ТО останется просто таким же номинальным, как и сейчас, а повышать цены чиновники не решатся. Но ради этого точно не стоило затевать большую реформу. Потому есть вероятность, что через пару лет процедура выдачи талонов ТО тихо вернется под контроль ГИБДД или другого госоргана. Либо же у автовладельцев появится еще один дополнительный налог, которым уже стал договор обязательного страхования ответственности, который на практике мало помогает при серьезных ДТП на дорогах.
Александр ХЛЫНОВ
Вся пресса за 5 июля 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Тенденции
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|